Церкви, мечети, костелы

СОБОР СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

В областном историко-краеведческом музее не один десяток лет хранится очень интересный экспонат: открытка, сделанная с фотографии, раскрашенная от руки. На ней надпись: «Петропавловск. Собор в подгорной части». Вот о чем поведала по этому поводу преподаватель воскресной школы при соборе Т.П.Куксина: Фотография эта представляет собой большую ценность. Во-первых, на ней изображен уголок дореволюционного Петропавловска практически в первозданном виде. Вокруг церкви — незастроенная площадь: не полагалось делать постройки возле храмов! Церковь Покровскую мы видим такой, какой она была до перестроек, разрушений и восстановления, которые она пережила в своей полной драматизма истории.

И во-вторых, на дальнем плане видна солдатская крепостная церковь Петра и Павла, от которой ныне почти ничего не осталось... Других фотографий этой церкви пока не найдено.

Это были две самые первые церкви г.Петропавловска.

Вот что о них пишет на основании материалов Омской епархии А.А.Кузнецов в «Кратком историческом очерке г.Петропавловска Акмолинской области. 1913 год»: «1803 г. ... Заложена под горой каменная Покровская церковь. В 1812 году она «была паки разобрана до основания и на том же месте по вновь составленному плану; с большим умалением 22 октября 1813 г. заложена новая каменная же церковь также о трех приделах... Выстроена на средства прихожан.

1831 г. июля 29. Заложена на горе в крепости каменная церковь во имя св.апостолов Петра и Павла на месте пришедшей в ветхость старой крепостной деревянной церкви... Построена на средства прихожан».

Год закладки первого камня, освящения места для строительства по церковной традиции считается годом основания храма.

Таким образом, год основания Покровской подгорной церкви -1803. А солдатской? А.И.Семенов в своей работе «Город Петропавловск за 200 лет» считает, что деревянная крепостная церковь, на месте которой в 1831 г. заложили каменную, была построена в 1766 году. Следовательно, заложена она еще раньше! Значит, храм Петра и Павла — первая церковь нашего города. А подгорная — вторая. Как трагически соединились их судьбы!

Век двадцатый... Читаем подшивки местных газет за 1920–1930-е годы. Заголовки: «Красный безбожник», «Надо скорее снять с церквей колокола», «Огонь по примиренческому отношению к религии», «Усилим антирелигиозную пропаганду», «Все силы на безбожный фронт» и т.д.

Одной из первых в нашем городе пострадала церковь Марии Магдалины (железнодорожная). Газета «Юный степняк» №27 (143) за 1923 год сообщает о закрытии церкви и превращении ее во «дворец молодых безбожников». В 1930 г. принято решение о ликвидации Вознесенского собора. А потом очередь дошла и до первых церквей нашего города...

16 октября 1938 года Петропавловский горсовет принял решение о закрытии подгорной церкви и об использовании ее здания для общественных нужд.

Порой спрашивают: «Когда Покровская (подгорная) казачья церковь стала собором святых апостолов Петра и Павла?». Вряд ли удастся дать точный ответ на этот вопрос. В документе 1938 года о закрытии храм именуется «подгорной церковью». А в документе 1946 года о передаче здания храма общине верующих он называется «подгорным собором». Очевидно, с разрушением солдатской крепостной церкви святых апостолов Петра и Павла город не мог остаться без храма, носящего имена святых покровителей города. И поскольку центральный алтарь уцелевшей Покровской церкви изначально был освящен в честь Петра и Павла, то и стала подгорная церковь собором святых апостолов Петра и Павла. Всего в дореволюционном Петропавловске было семь церквей. Ныне из них действуют две: Всехсвятская церковь и собор святых апостолов Петра и Павла. Три разрушены до основания — Вознесенский собор, Васильевская Старокладбищенская (Зенковская) церковь, Мариинская железнодорожная церковь. К сожалению, пока неизвестна судьба церкви при тюремном замке. От солдатской церкви остались стены ее нижней части.

Подгорный храм с 1938 по 1946 годы тоже использовался не по назначению. Был он в ведении облместпрома.

Собор святых апостолов Петра и Павла, как и вся Православная церковь, получил новое дыхание после 1988 года — года празднования 1000-летия крещения Руси. Этот юбилей торжественно отмечался в Петропавловске в июле 1988 года. На празднества прибыл епископ Алма-Атинский и Казахстанский Евсевий. Богослужение закончилось благодарственным молебном и крестным ходом в честь своего Отечества и верующего народа. В 1990 году началось восстановление церковных колоколов. Активизировалась церковная жизнь. Люди стали больше узнавать о церкви, растут ряды прихожан.

На месте старой забегаловки, стоявшей рядом с храмом и прозванной в народе «У Христа за пазухой», воздвигнуто на добровольные пожертвования граждан и организаций красивое кирпичное здание. В нем при новом настоятеле храма протоиерее Сергии (Снопкове) 16 июня 1997 года в день святого духа освящен Престол крестильного храма в честь праздника святой Пятидесятницы. В крестильном храме есть бактистерий с мраморным бассейном для полного погружения взрослых при крещении. При соборе действует институт оглашенных для занятий с теми, кто готовится к святому таинству крещения. Занятия проводятся по специальной программе: предусмотрены лекции по важнейшим духовным вопросам, просмотр видеофильмов о храме, о таинствах церкви, беседы со священниками.

В этом же здании располагается и основная школа имени просветителей Кирилла и Ме-фодия, где учащиеся получают знания и по обычной школьной программе, и по духовным предметам.

Протоиерей Сергий является настоятелем собора с 1994 года. До этого он служил на космодроме Байконур.

ВСЕХСВЯТСКАЯ ЦЕРКОВЬ

«Кладбищенская Всехсвятская церковь бесприходная, однопрестольная, в честь всех святых. Построена в 1890 — 1894 годах усердием петропавловского купца Саввы Исидоровича Хлебникова и жены его Анны Дмитриевны. Здания церкви и связанной с ней колокольни каменные, обнесены железной на каменном фундаменте оградой. Особо чтимых икон и земли при церкви нет». / Из книги Голобушина И. Справочная книга Омской епархии. Омск, 1914. Храмы и приходы Петропавловска Акмолинской области/. -С.95.

Задумывалась она как кладбищенская, сотни горожан нашли близ нее вечное упокоение. Среди известных — Григорий Иванович Казанцев — почетный гражданин города Петропавловска, умер в возрасте 71 года 20 июля 1913 года.

»Омские епархиальные ведомости" вековой давности свидетельствуют: «Строительство церкви происходило с благословения святого праведного Иоанна Кронштадтского, бывшего проездом в Петропавловске. Паствы своей праведник не забывал, в дальнейшем делал крупные взносы на строительство. Велось оно за счет пожертвований купечества, среди которых особенно постарались для общества купцы Хлебниковы — на их средства в 1898 году была открыта и церковноприходская школа. Учили здесь толково и всерьез. Государство тратило на школу 300 рублей в год. В 1900 году при церкви открывается богадельня, через 7 лет по указу Святого Синода — женская община — монастырь, первой настоятельницей которого стала монахиня Виталия».

Иконостас в церкви сегодня тот же, что и век назад. Среди реликвий есть редчайшие: привезенный безвестным прихожанином со Святой земли медальон с частицами мощей архидиакона Стефана; в одной из икон находится частичка мощей Пелагеи, тоже прославившейся на заре христианства. Бережно хранится подаренная храму Николаем II икона, на которой изображены трое покровителей семьи Романовых — св. Николай, мученица Александра, св. Алексей, митрополит Московский.

В стенах Всехсвятской церкви совершал службу епископ Петропавловский , викарий Омский Мефодий, казненный в 1921 году во время крестьянского восстания. Место захоронения епископа неизвестно, так как власти опасались народного почитания . Его останки нашли себе место упокоения в одной из братских могил того времени. Владыка Мефодий причислен к лику новомучеников российских в 2000 году во время Поместного собора Русской православной церкви.

Церковь — единственная из семи православных в Петропавловске, ни на один день не закрывающая двери для прихожан. Пять были разрушены, а собор св.Петра и Павла был возвращен общине верующих лишь в середине 40-х годов.

В настоящее время настоятель храма — иерей Виктор (Михейкин), рукоположен в 1992 году епископом Елевферием в г.Чимкенте. С 1999 года при храме действует паломническая служба. Трудами отца Виктора действует воскресная школа. Несомненным успехом в церкви считают организацию «Православного братства», рассматриваемого как прообраз будущего монастыря. Подгруппа братства «Русский паломник» вот уже несколько лет отправляется по святым местам.

Ныне церкви вернули кладбищенскую территорию.

ВОЗНЕСЕНСКИЙ СОБОР

Летом 1865 года, там, где сегодня находится областной театр драмы им.Н.Погодина, была заложена православная церковь — Вознесенский кафедральный собор. В 1870 году, в день Вознесения, праздничный перезвон десяти колоколов, самый большой из которых весил 513 пудов, позвал верующих на первую службу. Первоначальный цвет собора — красный, т.к. штукатурить и белить наружные стены в прошлом веке было не принято. Обнесен вокруг железной оградой на каменном фундаменте.

Внутреннее убранство собора было богатым. Престолов в нем три. Главный — в честь Вознесенья Господня. Стены внутри собора окрашены масляной краской и на видных местах расписаны священными изображениями. Особо чтимая икона — нерукотворный образ Христа Спасителя.

ХРАМ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ

Готовясь отпраздновать 2000-летие рождения Христа, служители православной церкви и представители общественности города в 1998 году обратились к горожанам со следующими словами: «Нравственным искуплением и восстановлением исторической справедливости станет строительство и возрождение Храма Вознесения Господня в Петропавловске». В 1998 году был создан общественный фонд по его воссозданию.

В 1999 году в 19 микрорайоне Петропавловска было начато строительство православного храма в память о некогда разрушенном величественном кафедральном Вознесенском соборе. Вся работа ведется исключительно на добровольные пожертвования и в связи с этим можно уверенно сказать, что строящийся Вознесенский храм является общенародной стройкой.

В Петропавловск завезена звонница из вновь отлитых шести колоколов, самый большой из которых весит 640 килограммов. Были отлиты колокола по специальному заказу в городе Каменске-Уральском Свердловской области. На средства, поступившие в фонд, в Москве приобретены иконы для иконостаса и другие предметы, необходимые для полноценной литургической жизни прихода. В 2004 году новый храм откроет двери для богослужения.

ИЗ ИСТОРИИ ДРУГИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ И ПРИХОДОВ ПЕТРОПАВЛОВСКА

Приписная Покровская тюремная церковь. Построена на средства петропавловского купца Василия Карловича Захарина в 1887 году и освящена 5 ноября 1888 года. Престол в ней один — в честь Покрова Святой Богородицы. Угодий, приносящих ей доходы, не имеется.

Петропавловская крепостная однопрестольная церковь построена в 1836–1841 годах на средства прихожан. Здание каменное с такой же, связанной с ней, колокольней и сторожкой. Обнесена каменной оградой. Особо чтимых икон и угодий, приносящих доход церкви, нет.

Васильевская старокладбищенская церковь построена на упраздненном кладбище, около Базарной площади, бесприходная, трехпрестольная. Главный — в честь св. Василия, епископа Парийского (память 12 апреля), сооружен в 1847–1851 годах на средства почетной гражданки Акулины Георгиевны Зенковой. Приделы: с южной стороны — в честь введения во храм Пресвятой Богородицы и с северной стороны — в честь св. мученицы Акилины сооружены в 1882 году на средства почетных граждан братьев Павла и Ивана Зенковых. Здание церкви каменное с такой же колокольней, пристроенной в 1870 году. Ограда вокруг церкви ветхая. Особо чтимых икон и земли при церкви нет.

Мариинская железнодорожная церковь.

Построена в 1899–1900 годах на средства фонда имени императора Александра III. Престолов в ней три: средний — во имя св.равноапостоль-ной Марии Магдалины, правый — в честь Богоматери всех скорбящих и левый — в честь Федосея Углицкого. Здание из жженого кирпича связано с колокольней. Карнизы и разные выступы снаружи из тесаного и шлифованного гранита. Церковь покрыта оцинкованным железом. Вместимость ее -450 человек. Вокруг храма деревянная крашеная ограда. Утварью и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Замечательная икона св.Марии Магдалины писана на камне, в золотой ризе, в резном роскошном киоте, дар ее императорского величества вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Церковного капитала имеется 2898 рублей. Угодий, приносящих церкви доходы, и земли церковной нет.

При станции имеется отделение центральной библиотеки Сибирской железной дороги. Много имеется портных, сапожников и других ремесленников. При станции Петропавловск — 2 молочные лавки, винно-колониальный магазин, лавки с мануфактурными товарами, 6 пивных и 1 казенная винная лавка. Для оказания медицинской помощи при станции имеется приемный покой.

(Из справочной книги Омской епархии. Омск, 1914).

МЕЧЕТИ

Официальное разрешение царского правительства на строительство мечетей близ Петропавловской крепости последовало в 1782 году. В 1795 году в форштадте крепости св.Павла выстроена Касимовым первая мечеть в «киргизской степи», как свидетельствует «Краткий исторический очерк Петропавловска Акмолинской области» Л.А.Кузнецова, выпущенный в 1913 году. Кроме подгорной мечети, остальные пять каменных мечетей были построены в татарской слободе, примыкающей к центру города с западной стороны. Одна из них — на закрытом в 1949 году магометанском кладбище в центре города. При шести каменных мечетях были мектебы, где обучались дети прихожан. Мальчикам преподавал мулла, девочек обучали «абыстаи», т.е. грамотные женщины, в основном жены мулл прихода. В 1905–1910 годах в городе на средства меценатов Муратова, Тюменева, Тайматова функционировала трехлетняя школа, где изучались в первый год обучения грамматика татарского языка, арифметика, во второй — добавлялись арабский язык, география и физика.

В справке, хранящейся в облгосархиве, читаем:

"Совет общины мусульман при петропавловской мечети сообщает, что первую регистрацию церквей, мечетей, молитвенных домов произвели в советский период — в январе 1921 года. В этот список занесено девять мечетей, расположенных на территории города, с указанием численности прихожан:

1. Мечеть № 1 по улице Почтамтской (ныне Первомайской), 200 человек.

2. Мечеть № 2 по улице Большой (ныне Коминтерна, под горой), 200 человек.

3. Мечеть № 3 по улице Хлебниковской (ныне улица Горького), 300 человек.

4. Мечеть № 4 по улице Степной (ныне улица Попова), 250 человек.

5. Мечеть № 5 по улице Банковской (ныне улица Советская), 150 человек.

6. Мечеть № 6 по улице Хлебниковской и Думской (ныне улицы Горького и Ульянова), 200 человек.

7. Мечеть № 7 по улице Больничной (ныне улица Парковая), 150 человек.

8. Мечеть № 8 по улице Ишимской, 100 человек.

9. Мечеть № 9 по улице Лагерной (ныне улица Рижская), 100 человек".

Здания мечетей №№1,2,3,4,5,6 являлись кирпичными, мечетей №№7,8,9 — деревянными. Кроме перечисленных выше, в Петропавловске имелась еще одна мечеть, которая располагалась на бывшем меновом дворе и была закрыта в апреле 1924 года.

Старейшая мечеть под горой использовалась разными организациями на производственные и другие цели. В 90-е годы принадлежала рыбозаводу, в настоящее время находится в аварийном состоянии.

Сведения о мечети №3 имеются в деле «Материалы по наблюдению административным отделом за деятельностью мусульманского общества при мечети №3 за 1924–1931 годы». Она построена в 1868 году. Имамом мечети был Мухаметжан Бегишев с 1898 года до ее закрытия в 1931 году. Кроме него, служителями культа в этой мечети являлись Абдулкаир Усманов и Камалутдин Сайфутдинов. После Великой Отечественной войны она снесена и на ее месте построено здание детсада.

С 1929 года на протяжении тридцатых годов в нашей области, как и по всей стране, проводилась политика массовых репрессий против служителей культа. В этот период под разными предлогами по решению Петропавловского окрисполкома и президиума горсовета закрылись многие культовые здания.

Свобода религиозных обрядов стала возможной лишь в пятидесятые годы. С разрешения городских властей в 1947 году служителями культа был приобретен частный дом по улице К.Маркса (ныне Университетской). Надстроен небольшой деревянный минарет, и мечеть стала функционировать. В семидесятых годах в связи с интенсивной застройкой этой части города многоэтажными зданиями мечеть подлежала сносу. Вместо нее в 1978 году построено кирпичное здание мечети в районе поселка Бензострой по улице Волочаевской.

При содействии почетного гражданина города, бывшего директора завода им.Кирова М.У. Сутюшева в 1991 году решением горсовета мусульманской общине было возвращено здание «янгуразовской» мечети №6, ранее занимаемое ДЮСШ. Мечеть находится рядом с историческим памятником — Домом купцов Янгуразовых («Домом невесты»), на пересечении улиц Жабаева (Кирова) -Ульянова. Другое ее название — Халитовская мечеть. Халитовская мечеть — это прямоугольное здание, имеющее в южной части полукруглый выступ с купольным сводом — михрабом, богато декорированным аттиком, многообломным карнизом.

Законом РК от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях в РК» установлено : «Религиозные объединения имеют преимущественное право на передачу им культовых зданий с прилегающей территорией». Была создана инициативная группа, которая вошла с ходатайством в администрацию города о возрождении религиозной общины мусульман, запрещенной в начале 30-х годов.

Представители вновь созданной общины обратились в горакимат с просьбой о передаче в собственность татаро-башкирской общине мусульман культового здания бывшей мечети по улице Советской, 84. Сейчас в Петропавловске действуют три мечети, а на пересечении улиц Мира и К.Сутюшева решено построить новую мечеть, фундамент которой был заложен в ноябре 2001 года.

КАТОЛИЧЕСКИЙ ПРИХОД

Костел (храм) расположен по ул.Конституции, 43. Полное название: Храм Пресвятого Сердца Иисуса. Относится к римско-католическому приходу «Святой Троицы».

В «Памятной книжке Акмолинской области» за 1916 год есть упоминание о существовании в г.Петропавловске римско-католического костела. Первоначально костел (часовня, 1911 год) размещался в деревянном здании. Там же по воскресным дням работала воскресная школа для обучения грамоте детей-католиков. В этом же здании жил ксендз. Но площадь костела не удовлетворяла католическую общину и она обратилась к степному генерал-губернатору и в Министерство внутренних дел с ходатайством о строительстве нового кирпичного костела рядом с существующим. В ЦГА РК есть документы, свидетельствующие об отводе земельного участка под строительство костела в районе городского парка. Храм является самой старшей католической святыней, сохранившейся в Казахстане. Он был построен потомками ссыльных поляков и немцев в 1911-м либо 1912 гг. В ГАСКО имеются документы, свидетельствующие, что в 1928 году в Петропавловске действовала римско-католическая группа (а не община — из-за малочисленности).

По свидетельству старожилов, в 1924 г. купол костела был разобран, а здание приспособлено под жилое помещение. С 1956 года в нем размещался детский сад «Заря».

Костел реконструирован в 1999–2001гг. Вторично освящен епископом Караганды Яном Павлом Ленгой в 2002 году. Установлена мемориальная доска в память о жертвах репрессий и преследований в сталинские времена.

КОСТЕЛ

(Храм Божьего Милосердия)

В 2000 году, в год 2000-летия рождества Христова, в Петропавловске был освящен Храм Божьего Милосердия католического прихода Пресвятой Троицы. Строительство шло с 1994 по 2000 годы.

Обряд совершил прибывший из Алматы нунций апостольский (высшее римско-католическое духовное лицо в Казахстане) архиепископ Марьян Олесь. Алтарь храма и 12 вмонтированных в его стены миниатюрных золоченых крестов (по числу апостолов — последователей Христа) помазаны елеем. Храм преобразился, внутреннее убранство его стало еще более ярким. Зазвонили малые колокола, водруженные на его башне. Доставлен из Германии и большой колокол, который будет установлен на колокольне. Колокольню выстроят рядом с храмом. В делах его строительства и благоустройства большую помощь оказали и оказывают верующие, проживающие в Польше, Германии и Бразилии.

МЕЛЬНИЦА МАЗАЕВА

(Церковь евангельских христиан-баптистов)

Фасадом на ул.Осипенко выходит старинный трехэтажный особняк. Это бывшая автоматическая вальцовая мельница Г.И.Мазаева. Здание выполнено из кирпича. Имеется со стороны дворового фасада одноэтажная пристройка. Оконные проемы, очень значительные по размерам, завершаются вверху «лучковой» формой кладки. В соответствии с технологией производственных процессов все три этажа здания имеют разную высоту. Построена Гаврилой Ивановичем Мазаевым в 1913 году. Мазаев был специалистом мельничного дела. Ему принадлежало несколько мельниц и в селах области, а его дочери Левашовой — мельница в селе Красноярке Соколовского, ныне Кызылжарского района. Оборудование на них было самое современное.

Перед революцией 1917 года мельница была продана двум владельцам: Пинекеру и Абрамову. При Советской власти здание было национализировано и до 1978 года здесь располагалось мукомольное производство.

В настоящее время здание отреставрировано. Интересно, что по вероисповеданию Мазаев был баптист, и детище его рук — мельница сегодня стала храмом его единоверцев. Сегодня здесь располагается церковь евангельских христиан-баптистов.

В Петропавловске насчитывается 14 религиозных конфессий, представленных 21 религиозной организацией. Ведущими являются мусульманская и христианская общины. Действуют 3 мечети, 7 церквей, 2 костела, 6 молитвенных домов (в т.ч. евангельско-лютеранская церковь, церковь евангельских христиан-баптистов, Новоапостольская церковь, адвентисты седьмого дня, «Свидетели Иеговы», миссии «Благодать», «Еммануил», протестантские церкви «Агапе», «Новая жизнь»).

В городе 2 негосударственные общеобразовательные школы при соборе св.Петра и Павла и Всехсвятской церкви.

 

Оставить комментарий